Поиск Войти
Выбор региона
Республика Башкортостан

Публикации

В региональном выпуске «Российской газеты» 19.08.2010 года опубликовано интервью Председателя Верховного суда Республики Башкортостан М.И. Тарасенко

Урок юстиции

Реформа судебной власти в Башкирии будет доведена
до логического завершения

Председатель Верховного суда РБ Михаил Тарасенко рассказал о сегодняшних проблемах и задачах, стоящих перед его ведомством.


Российская газета |
Михаил Иванович, судя по статистике, в последнее время резко увеличилось число исков по гражданским спорам, отправляемым в федеральные суды, а также количество кассационных жалоб по уголовным делам. С чем вы связываете это обстоятельство?
Михаил Тарасенко | Да, такая тенденция наметилась в этом году. Для сравнения: если за первое полугодие 2009 года Верховный суд РБ рассмотрел 45 тысяч гражданских дел, то только в первом полугодии 2010 года подано уже свыше 51 тысячи исков. На мой взгляд, это объясняется возросшим правосознанием граждан республики. Сегодня люди начинают все более уверенно использовать цивилизованные методы в разрешении гражданских споров.
Если раньше человек мог обратиться в товарищеский суд, или прийти к начальству, то теперь чиновники со всеми тревогами отправляют людей в федеральные или мировые суды, хотя иногда им требуется помощь психологического свойства. Недавно президент России подписал закон о медиации, так что вскоре у нас появятся "примирительные" суды, где люди будут решать такие проблемы.
Можно отметить незначительный рост уголовных дел. Хотя милиция и прокуратура как разтаки не отмечают тревожной динамики увеличения количества правонарушений.
В то же время число приговоров по уголовным делам, отмененных в кассационной инстанции и направленных на новое рассмотрение, не так велико - около 30 процентов, и связано это бывает зачастую с нарушениями процессуального порядка, допущенными в период ведения судебного следствия. Помимо этого иногда судьи районных судов несут сумасшедшую нагрузку, рассматривая десятки дел в месяц и, естественно, качество их работы от этого страдает. В таких условиях как раз и допускаются процессуальные ошибки.
Вот мы часто слышим в новостях, что рассыпалось то или иное громкое уголовное дело, связанное с разоблачением коррумпированных чиновников. А дело там вовсе не в мягкотелости или некомпетентности судей, а в том, что не дорабатывают следователи и дознаватели, не представляют всех необходимых доказательств, а умелый адвокат от их аргументов камня на камне не оставляет.
РГ | К вопросу о чрезмерной нагрузке на судей, уточните, пожалуй
ста, как обстоят дела с объединением судов, которое как раз было нацелено на то, чтобы уравнять нагрузку на всех служителей
Фемиды?
Тарасенко | Проблема эта назрела давно. Рекордсменом по нагрузке на одного судью сегодня является Кировский районный суд Уфы - здесь каждый из судей рассматривает ежемесячно 46 дел, а вот в Миякинском районе республики для сравнения на одного судью приходится не более двух разбирательств в месяц. Настолько же неровная статистика наблюдается и в других районах.
Конечно, такое положение нас беспокоит, и оно стало причиной намерения объединить суды. К тому же речь идет о реструктуризации малосоставных судов (где работают менее трех судей) и объединении их с более крупными храмами правосудия. В первую очередь, это необходимо для выполнения конституционных норм - обвиняемые в тяжких преступлениях имеют право на рассмотрение своего дела коллегией из трех судей, а в некоторых районных судах, где такого количества наших коллег не набирается, это невозможно.
В результате реформы количество судей в республике не сократится, судебное присутствие сохранится во всех районах, просто юридически суды будут называться иначе. Тогда и количество судей будет достаточно для того, чтобы обеспечить рассмотрение дела судебной коллегией. При этом очевидно, что реформа положительно отразится на сроках и качестве рассмотрения как уголовных, так и гражданских дел. Однако, к сожалению, довести преобразования до логического завершения пока не получается.
При этом хочу отметить, что вряд ли судебную реформу тормозят недовольные ею судьи, поскольку они кровно заинтересованы в исправлении сложившейся практики. Скорее всего, это руководители администраций, которые считают, что после упразднения судов в их районах они станут не совсем полноценными главами.
Чтобы добиться положительного решения проблемы, мы даже пошли на уступки республиканским законодателям, ведь первоначально речь шла об упразднении не 18, а 35 районных судов. Но воз и ныне там. Тем не менее мы намерены всетаки добиться своего.
РГ | Михаил Иванович, вы постоянно подчеркиваете, что судьи должны быть людьми абсолютной честности. Но при этом бытует мнение, что профессия служителя Фемиды - одна из самых коррумпированных. Что вы можете сказать по этому поводу?
Тарасенко | Работа у судьи очень выматывающая, а разговоры о коррумпированности судей, на мой взгляд, возникают от того, что одна из сторон процесса всегда остается недовольна принятым решением. У этих людей есть родственники и друзья, обсуждающие "несправедливый", по их мнению, вердикт. А если учесть, что в судебных тяжбах в последнее время участвует каждый третий житель Башкирии, число людей, неудовлетворенных решениями судов, велико. Отсюда и разговоры о том, что судьи могут быть ангажированными.
Я более чем уверен, что этому еще немало поспособствовали и нечистоплотные адвокаты, которые могут, играя на публику, зайти к судье, чтобы поинтересоваться процессом или даже просто поздороваться, а потом, выйдя из кабинета, на глазах у противной стороны заявить: "Я обо всем договорился". Но привлекать к ответственности таких мошенников должны не мы.
РГ | Не так давно у нас заработали суды присяжных по образу и подобию западных. Как вы оцениваете перспективы этого направления развития вашего ведомства?
Тарасенко | Я думаю, что как раз многолетняя практика деятельности судов присяжных за рубежом доказала целесообразность их существования. Хотя надо признать, что в России пока они приживаются со скрипом. К слову, именно в рамках судов присяжных возрастает роль адвоката и прокурора, которым необходимо склонить на свою сторону присяжных. А судья в данном случае остается как бы "над схваткой", принимая объективное и справедливое решение.
В этом году, к примеру, в Башкирии прошло уже пять процессов с участием судов присяжных, они вынесли один оправдательный и четыре обвинительных приговора. Сейчас тоже проходит суд с привлечением присяжных по делу о членах экстремистской религиозной организации. Думаю, что пройдет еще много лет, прежде чем российское судопроизводство сможет соответствовать западным нормам, в том числе и потому, что должно смениться целое поколение судей, чтобы они отказались от некоторых пережитков советской судебной системы.
РГ | К сожалению, в рядах ваших коллег то и дело находятся люди, которые лишаются должности
за различные нарушения...
Тарасенко | Мы этого не скрываем. С представителями Фемиды, нарушающими кодекс судейской этики и закон "О статусе судей", борется квалификационная коллегия судей (ККС). Недавно лишили полномочий судью Иглинского района, выносившего неправомерные решения, связанные с признанием права собственности на земельные участки. Он очень хотел оставить судейский статус и готов был сам распрощаться со своей должностью, только бы его не лишали иммунитета, а соответственно и солидной "судейской" пенсии. Но ККС приняла решение о снятии с этого человека судейской мантии и теперь он не защищен судейской неприкосновенностью. Еще несколько служителей Фемиды распрощались со своим статусом, после того как квалификационная коллегия выяснила, что они при продлении срока полномочий указали в своих анкетах недостоверные данные. Квалификационная коллегия не рекомендовала их на должность судьи за то, что они, являясь действующими судьями, пошли на обман. Строго спрашивают с судей, если они нарушают сроки рассмотрения дел. Таким служителям Фемиды ККС выносит для начала предупреждения. И, поверьте мне, это очень серьезное наказание. В случае если такое предостережение объявят повторно, придется лишиться судейского статуса.

Беседовала Татьяна МАЙОРОВА.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Республики Башкортостан

Вход

Забыли пароль?