Михаил Тарасенко: «Мнение о безнаказанности судей ошибочно»
В эксклюзивном интервью «Труду в Башкортостане» председатель Верховного суда РБ Михаил Тарасенко рассказал о проблемах и перспективах судебной системы.
Садитесь, пожалуйста
- Какова криминальная обстановка в Башкирии с точки зрения председателя ВС РБ? Куда движется общество?
- К счастью, прогнозы аналитиков, что в кризис ухудшится криминальная обстановка, не подтвердились. На уровне руководства страны и республики вовремя были приняты меры, чтобы не допустить обострения на рынке труда, по возможности вывести градообразующие предприятия из кризисной ситуации, поддержать потерявших работу.
Ежегодно количество уголовных дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, снижается. В 2007 году в Башкирии федеральные судьи рассмотрели 19720 уголовных дел, в 2008 – 18700, в 2009 – 17400.
- А что с гражданскими делами?
- Тут обратная тенденция: в 2007 году суды первой инстанции рассмотрели 53500 дел, в 2008 – 63500, в 2009 – 92500. Это свидетельствует о формирующейся потребности граждан решать споры цивилизованным путем, повышении их правовой грамотности и возросшем доверии к судам.
Квартирный вопрос
- Какова доля дел, связанных с жильем? Судя по обращениям в редакцию, это одна из самых волнующих тем.
- 80% рассмотренных гражданских дел касаются жилищного законодательства. В 2009 году рассмотрено 41000 дел, в том числе 35500 – иски по долгам за жилье и коммунальные услуги. Это влияние кризиса: у кого-то сократилась зарплата, кто-то и вовсе лишился работы. В прошлом году мы рассмотрели 64 дела о выселении из служебных помещений без предоставления жилья и 188 - о выселении из служебных квартир с предоставлением другого жилища.
- Возможен ли, на ваш взгляд, компромисс между решением «по закону» и «по совести» при рассмотрении трудовых и жилищных споров?
- Никакого компромисса. Мы должны руководствоваться только законом. Иначе принцип объективности суда будет полностью девальвирован.
Фемида в положении
- На заседании Госсобрания РБ 20 мая мирового судью Гульнару Моисееву переизбрали повторно на пятилетний срок. Она отсутствовала по уважительной причине - в связи с недомоганием на девятом месяце беременности. Имеет ли право другой судья исполнять ее полномочия? Или вместе с ней «уйдут в декрет» все дела на ее участке?
- Тут нет ничего экстраординарного. Это действующий судья, парламент решал вопрос о продлении ее полномочий. Заявку она подала в сентябре 2009 года. Процедура согласования небыстрая. Сами понимаете: прокуратура, ФСБ, налоговая инспекция... Пока г-жа Моисеева дошла до финала, она уже была в интересном положении. Мы решили, что отказывать в переназначении по этой причине будет ущемлением ее прав. Решается все просто – ее обязанности на время декретного отпуска возлагаются на судью другого участка. Вопрос в том, что теперь его нагрузка возрастет ровно вдвое.
Но есть проблемы посерьезнее беременной судьи. С 2007 года Квалификационная коллегия судей направила в Госсобрание РБ кандидатуры нескольких мировых судей для принятия решения по их назначению на должность. Ответа все нет. Должности «зависли в воздухе», несмотря на вакансии. Другим мировым судьям приходится перерабатывать.
Из зала – туда
- Недавно Квалификационная коллегия Свердловского областного суда лишила полномочий судью Сысертского райсуда Наталью Никулину за многочисленные нарушения сроков рассмотрения дел. Есть ли у нас подобные примеры?
- Существует ошибочное мнение, что судьи безнаказанны. В 2009 году в России у 62 судей досрочно прекращены полномочия. Они лишились всего – не только высшей юридической должности, но и пожизненного содержания, судебной неприкосновенности.
У нас в республике в 2008 году была лишена полномочий судья Кировского районного суда Уфы Зиля Ахметова (Габидуллина), которая затягивала разумные сроки рассмотрения дел. В этом году дисциплинарному взысканию в виде досрочного сложения полномочий подвергся судья Иглинского райсуда Фарит Насретдинов за нарушение норм материального и процессуального права при рассмотрении дел о выделении земельных участков и административных дел в отношении водителей, задержанных за управление транспортом в нетрезвом состоянии. Оба обжаловали это решение в вышестоящих инстанциях, но оно было оставлено без изменений.
Сейчас у меня на столе лежит 5 представлений на мировых судей: они нарушили законодательство при рассмотрении административных дел в отношении нетрезвых водителей. Предстоит принять решение о том, соответствуют ли они занимаемым должностям.
У нас открыто
- 1 июля вступил в силу Федеральный закон № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предписывающий обнародовать судебные акты в Интернете. Как он выполняется?
- На мой взгляд, сегодня нет более открытого ведомства, чем суд. У нас ведется видео- и аудиозапись заседаний, в зале работают микрофоны, в холлах имеются стенды, где есть информация о правилах поведения в суде и о рассматриваемых делах. С прошлого года начала действовать приемная. Все эти меры, кстати, позволили резко сократить число жалоб. Что касается текстов судебных решений, то на сайте Верховного суда РБ они начали публиковаться еще в мае (в разделе «Судебные акты»).
- Кстати, теперь все ошибки и опечатки служителей Фемиды откроются общественности. В Челябинском областном суде даже ввели в качестве эксперимента должность филолога-консультанта. Это наверняка актуально и для нашей республики…
- Этот вопрос актуален для каждой судебной инстанции страны. Филолог-консультант и нам бы не помешал. Увы, пока все упирается в отсутствие штатов.
По волоките – рублем!
- Ровно год назад «Труд в Башкортостане» писал, что в недрах ВС РБ созрел законопроект, призванный решить вопрос перегруженности судей.
- Действительно, законопроект уже больше года находится на рассмотрении в Госсобрании РБ. Правда, до сих пор не прошел даже первого чтения. Загруженность наших депутатов понятна... Но мне кажется, народным избранникам стоит учитывать интересы жителей республики: именно ради них и создавался этот законопроект. Когда я показал президенту республики Муртазе Рахимову статистику (а в прошлом году в судах было рассмотрено 875 тысяч дел, то есть почти каждый четвертый житель республики обратился в суд), он поразился этому факту и сказал, что вопрос требует скорейшего решения. К тому же федеральный центр занял однозначную позицию: расширения штата в судах не будет. Единственный выход – оптимизация. Наш законопроект призван улучшить качество работы судов, сократив сроки рассмотрения дел. Кстати, мы тут не пионеры. Оптимизация судебной системы ведется уже три года в 41 субъекте в России. Жизнь доказала разумность этого решения.
Объясню на примере. В республике 71 суд, из них 18 двухсоставных. Тяжкие преступления должны рассматривать трехсоставные суды, но часто рассматриваются одним судьей. Нагрузка по республике крайне неравномерная. Если в Кировском райсуде Уфы один судья в год рассматривает в среднем 373 дела, то в Мишкинском – 143. В Стерлитамакском городском на одного судью в среднем за год приходится 345 дел, а в Федоровском районном – 138. И это без учета административных, которых в городских судах на порядок больше, чем в районных! К тому же, чем дальше от центра, тем меньше сложных дел. А зарплата одинаковая.
После создания межрайонных судов все останется на своих местах – и здания, и люди, участникам процессов никуда не придется ехать. Например, если одного судью из района прикрепить к городу, то там нагрузка уменьшится, ускорится рассмотрение дел. На первом этапе надо оптимизировать 18 судов.
Правда, будут сокращены некоторые председатели судов. Но никто из них на улице не останется – все будут трудоустроены. Можно ввести специализацию: один ведет гражданские дела, второй уголовные, третий – дела ювенальной юстиции. Выиграет качество правосудия и, значит, каждый из жителей республики.
Досье «ТРУДА»
Михаилу Тарасенко 60 лет. Назначен на пост председателя Верховного суда РБ указом президента РФ Владимира Путина 3 декабря 2007 года. Ранее был председателем Таганрогского городского суда Ростовской области, до этого долгое время работал в органах прокуратуры.