Поиск Войти
Выбор региона
Республика Башкортостан

Совета судей

Постановление Совета судей РБ от 29 июня 2010 года № 51

СОВЕТ СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Уфа

29 июня 2010 г.                                                                                                                       № _51__

 

О проекте федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Республики Башкортостан» 

 

Совет судей Республики Башкортостан, заслушав выступление Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан о проекте федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Республики Башкортостан» и рассмотрев проект федерального закона, считает необходимым поддержать инициативу Управления Судебного департамента и Верховного суда Республики Башкортостан и отмечает следующее.

Проект федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Республики Башкортостан» разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР».

Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит привести устройство судебной системы в Республике Башкортостан в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

Проект предусматривает упразднение малосоставных судов (судов штатной численностью 2-3 судьи) и создание районных судов, более крупных по численному составу судей. Фактически предлагается объединить малосоставные суды либо присоединить их к более крупным судам.

Подобная практика имеется в 25 субъектах Российской Федерации, в том числе в Приволжском федеральном округе – в Чувашской Республике-Чувашии, Республике Марий-Эл, Республике Удмуртия, в Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской областях.

С 1 января 2005 года введен в действие пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В настоящее время на территории Республики Башкортостан  действуют восемнадцать судов, штатная численность судей в каждом из которых составляет два человека – Агидельский городской суд, Архангельский, Аскинский, Балтачевский, Белебеевский, Благоварский, Бураевский, Бурзянский, Дуванский, Зианчуринский, Зилаирский, Кигинский, Мечетлинский, Нуримановский, Стерлибашевский, Татышлинский, Федоровский, Шаранский районные суды Республики Башкортостан, на территории которых по существу невозможна реализация вышеназванных требований Конституции Российской Федерации и УПК РФ.

Анализ нагрузки на судей указанных районных судов и перспектива изменения численности населения районов свидетельствуют о нецелесообразности введения в них дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей указанных районных судов будет значительно ниже среднереспубликанской, и, кроме того, увеличение штатной численности судей в каждом из этих районных судов доминимально необходимых трех единиц потребует изыскания дополнительных помещений для судов, повлечет другие дополнительные неоправданные расходы бюджетных средств на материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов.

Применительно   к    положениям    части 2 статьи 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года  «О судоустройстве РСФСР», позволяющей создавать суды в судебном районе,  территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения отдельных из перечисленных судов, а именно:

упразднить Шаранский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Бакалинского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Шаранском районе Республики Башкортостан.

упразднить Белебеевский городской суд Республики Башкортостан и Белебеевский районный суд Республики Башкортостан, создав на их базе Белебеевский районный суд Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в городе Белебей;

упразднить Белорецкий городской суд Республики Башкортостан, Белорецкий районный суд Республики Башкортостан, Межгорьевский городской суд Республики Башкортостан, Бурзянский районный суд Республики Башкортостан, создав на их базе Белорецкий районный суд Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в городах Белорецк и Межгорье, в Бурзянском  районе Республики Башкортостан;

упразднить  Мишкинский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Бирского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Мишкинском районе Республики Башкортостан;упразднить Благоварский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Буздякского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Благоварском районе Республики Башкортостан;

упразднить Мечетлинский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Дуванского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Мечетлинском районе Республики Башкортостан;

упразднить Зилаирский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Зианчуринского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Зилаирском районе Республики Башкортостан;

упразднить Нуримановский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Иглинского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Нуримановском районе Республики Башкортостан;

упразднить Аскинский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Караидельского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Аскинском районе Республики Башкортостан;

упразднить Архангельский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Архангельском районе Республики Башкортостан;

упразднить Белокатайский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Кигинского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Белокатайском районе Республики Башкортостан;

упразднить Агидельский городской суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Краснокамского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в городе Агидель Республики Башкортостан;

упразднить  Куюргазинский районный суд Республики Башкортостан, передав  относящиеся  к его  ведению вопросы  осуществления правосудия  в юрисдикцию Кумертауского городского суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Куюргазинском районе Республики Башкортостан;

упразднить Федоровский районный суд Республики Башкортостан, Стерлибшаевский районный суд Республики Башкортостан передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Стерлибашевском и в Федоровском районах Республики Башкортостан;

упразднить  Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Миякинского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Бижбулякском районе Республики Башкортостан;упразднить Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан и Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан, создав на их базе Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в городе Стерлитамак Республики Башкортостан;

упразднить Балтачевский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Татышлинского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Балтачевском районе Республики Башкортостан;

упразднить Бураевский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Янаульского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Бураевском районе Республики Башкортостан.

Право граждан на доступ к правосудию ограничено не будет, так как схема размещения судов не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.

Например: планируется упразднить Благоварский районный суд Республики Башкортостан, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Буздякского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Благоварском районе Республики Башкортостан. При этом,  гражданам,  проживающим   в поселке Первомайский Благоварского района Республики Башкортостан, намного ближе и удобнее  будет добраться до суда, расположенного на территории  Буздякского района, поскольку  расстояние между п. Первомайский и  районным центром Благоварского района составляет  около 30 км, тогда как расстояние  от п. Первомайский  до Буздякского района  значительно меньше  и составляет  около 18 км.

Также на примере можно рассмотреть  ситуацию при упразднении Федоровского районного суда, Стерлибашевского районного суда Республики Башкортостан с  передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан, с сохранением судебного присутствия в Стерлибашевском и в Федоровском районах Республики Башкортостан.

Расстояние между д. Карагуш Стерлибашевского района республики и районным центром  Стерлибашевского  района составляет  18 км, тогда как  расстояние от д. Карагуш до районного центра Федоровского района республики- 17 км., соответственно  для жителей  д. Карагуш Стерлибашевского района  по расстоянию ближе добраться до суда, расположенного на территории Федоровского района республики.

В помещениях упраздняемых районных судов будет работать достаточное количество судей и работников аппаратов вновь созданных укрупненных районных судов, кроме того, данное мероприятие не повлечет изменение дислокации участков мировых судей Республики Башкортостан.

Также, проведен анализ наличия вакантных должностей судей, служебной нагрузки судей районных (городских) судов Республики Башкортостан, в ходе которого было выявлено следующее.Общая нагрузка судей республики в 2008 года составила 37,5 дел на одного судью в месяц, тогда как уже в 2009 году – 47,1,  что на 9,6 больше.В республике имеются районные (городские) суды, в которых есть вакансии судей. При этом нагрузка в данных судах стабильно ниже среднего показателя по республике, например: Межгорьевский (13.9), Мишкинский (20,4), Бакалинский (26,0), Кигинский (31,0), Мечетлинский (34,8). Вместе с тем, в республике имеются суды, которые в связи с нагрузкой значительно превышающей средние показатели по республике нуждаются в увеличении штата судей, например: Ленинский районный суд (нагрузка составляет 146,6 дел на одного судью в месяц), Уфимский районный суд (78,4 дел на одного судью), Стерлитамакский городской суд (63,7 дел на одного судью в месяц), Кировский районный суд г. Уфы (56,7 дел), Калининский районный суд г. Уфы (56,5 дел), Октябрьский районный суд г. Уфы (57,1 дел), Советский районный суд г. Уфы (54,1 дел), Нефтекамский городской суд (53,2 дела), Стерлитамакский районный суд (69,0 дел), Туймазинский районный суд (53,4 дел). Совет судей полагает, что за счет сокращения вакантных  единиц судей судов с низкой служебной нагрузкой, целесообразно увеличить штаты судов республики, имеющих стабильно высокие показатели нагрузки. 

Штатная численность судей и сотрудников аппаратов упраздненных судов будет передана в соответствующие созданные районные (городские) суды.

Упразднение вышеуказанных районных судов, с одновременной передачей вопросов, отнесенных к их ведению в юрисдикцию других судов, не повлечет за собою ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не подорвет стабильности судебной системы в целом.

Кроме того, был принят во внимание положительный опыт реорганизационных мероприятий, проведенных Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан. При  определении  дислокации базовых судов учитывалась дислокация Следственных отделов Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан.

 

Создание более крупных по своему составу районных судов позволит также ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел. В суде, в котором работают двое судей, невозможно ввести специализацию даже по рассмотрению уголовных и гражданских дел, не говоря уже о введении более узкой специализации (например, по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, что рекомендовано Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Говоря о специализации судей, следует отметить, что ее введение является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия. При реализации предложений по укреплению районных судов можно было бы ввести специализацию судей по рассмотрению административных дел; дел, вытекающих из трудовых отношений и социальных правоотношений; уголовных и гражданских дел в апелляционном порядке и т.д.

Укрупнение судов позволит равномерно распределить нагрузку между судами, высвободить единицы судей, увеличив тем самым численность судей в судах, имеющих нагрузку, превышающую средний показатель по республике, таких как: суды города Уфы, Стерлитамакский городской суд, Нефтекамский городской суд, Уфимский районный суд, что приведет к сокращению сроков рассмотрения судебных дел и повышению качества их рассмотрения.

Необходимо также отметить положительный опыт других субъектов Российской Федерации, в частности, в Ростовской области  процедура упразднения районных судов впервые была произведена  в 2008 году,  в результате проведенные реорганизационные мероприятия  подтвердили  свою целесообразность и обоснованность, и в связи с этим процедура упразднения судов  была проведена во второй раз.

На основании изложенного, Совет судей Республики Башкортостан считает необходимым поддержать инициативу Управления Судебного департамента и Верховного суда Республики Башкортостан и направить проект федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Республики Башкортостан» для согласования в Государственное собрание – Курултай Республики Башкортостан.

Совет судей Республики Башкортостан

ПОСТАНОВИЛ:

1. Информацию, изложенную Управлением Судебного департамента в Республике Башкортостан принять к сведению.

2. Одобрить проект федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Республики Башкортостан».

3. Направить  проект федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Республики Башкортостан» на согласование в Государственное собрание – Курултай Республики Башкортостан.   

 

Председатель Совета судей

Республики Башкортостан                          подпись                                       Р.Х. Юлдашев

 
новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Республики Башкортостан

Вход

Забыли пароль?